Одна из самых ярких черт Оренбуржья – многонациональность. До 90-х годов распространённым этносом были немцы. Много их проживало и в Александровскомрайоне. В настоящее время от них остались следы материальной культуры и добрая память.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Они использовали трехпольную систему обработки земли, а основной зерновой культурой была пшеница. Из огородных культур выращивали картофель, морковь и лук, а также свеклу.
Большую роль в хозяйстве играло и животноводство. Первые переселенцы разводили в основном овец. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота. Особое внимание уделялось племенному животноводству. В частности,немцы-меннониты завезли в Россию знаменитую красно - немецкую породу коров (красную немку), получившую большое распространение и в других регионах, впоследствии в 1940 году ее, по идеологическим соображениям, переименовали в красную степную.
Гужевой транспорт. Красная немка.
Были развиты кузнечное и столярное ремесла, а также различные виды прикладного искусства: обработка дерева, металла, плетение, вышивка.
Долгое время, живя обособленно от других народов, немцы сохранили многие элементы традиционной культуры - жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор.
Вот как описывает немецкое поселение корреспондент газеты «Смычка», вышедшей 20 июня 1926 года: «Мы ехали из Оренбурга в Уранскую волость.
...В тот же день мы приехали в немецкие колонии. Вид этих поселений непривычен для нас жителей Оренбурга.
Среди черной, совершенно чистой, без одной сорной травинки, взрыхленной земли рассажены по линейке подстриженные деревья. Между ними аллеи и клумбы розовых кустов, высоких ирисов, тюльпанов, мальв.
Огромные розовые кусты были буквально усыпаны цветами и наполняли воздух пряным ароматом. Это немецкие сады, которые тянутся вдоль всей улицы
В садах длинные саманные постройки с высокими чердаками.
Все дома у колонистов одного типа. Под одной крышей все: жилое помещение, колодезь и стойла для скота, здесь же "клуня" для сена.
Внутренность жилых помещений напоминает обстановку сказок братьев Гримм: тарелки на полках по стенам, плита и блестящие кофейники, наружные двери с поперечным разрезом и стеклянные внутри, буковая полированная мебель. В светлых стойлах для скота почти также чисто, как в жилом помещении. Всегда сухо: полы деревянные или глинобитные приподняты над землей и для стока жижи имеется желоб. Стены выбелены известкой.» И вот прошло уже двадцать лет с момента выезда немецкого населения за рубеж, а бывшие немецкие сёла и сегодня выгодно отличаются от соседних своим «ordnung»-ом.
Традиционная одежда меннонитов.
Традиционный костюм, отошедший в прошлое, у женщин состоял из кофты, сборчатой юбки, передника и головных платков, повязанных разными способами. Обувь — кожаные башмаки, а у некоторых — деревянные «шлеры». Из овечьей шерсти вязали кофты, жилеты, чулки, носки, варежки.
Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, жилета, башмаков, шляпы, широкого кожаного пояса. Одежда меннонитов отличалась темными оттенками и отсутствием украшений.Суровый климат привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения. Но случилось так, что многие вещи немцы стали делать лучше, например, валенки. Способ изготовления валенок был заимствован немцами у русских, а те, в свою очередь заимствовали валяную обувь у тюркских народов. Так как никакая другая обувь не сравнится с валенками по удобству и теплоте в суровые зимы, они настолько прочно вошли в быт немцев, что многие из них считают валенки своей традиционной немецкой обувью.
Традиционная пища немцев — куриная лапша (нудль), жаркое. На праздники готовится свинина , пекутся булочки твойбактес и сладкие булочки - пипаны. На зиму коптят сало, окорока, делают разнообразные колбасы.
Изготовление колбасы.
Забой свиньи и переработка мяса превращены в особый ритуал. «Свинная свадьба» - это день напряжённого труда по переработке забитой свиньи, а часто и бычка. Одной семье с такой работой не справиться, поэтому приглашаются друзья или соседи. Забитое животное подвешивается на специальной лебедке и поливается крутым кипятком, затем ножами удаляется щетина. Широкими ремнями со свиньи срезается сало, оно пойдет на перетопку. С крупной свиньи натапливается несколько ведер смальца, в нем же готовятся ребрышки. Не обходится и без традиционных немецких колбас. Готовят ливерную и копченую. Для ливерной колбасы берут 1 часть сырой печени и 3 части защечины (в фарш добавляют чеснок, соль и перец.) Фарш набивается в кишки и варится в воде. Для копченой колбасы используется только мясной фарш, желательно смешать свинину с говядиной в равных пропорциях. Для набивки кишок используется специальный пресс. Колбаса коптится холодным дымом. Перед употреблением ее можно отварить. Снятая шкура шла на приготовление сельтисона, подобия русского холодца, летом его хранили в сыворотке, чтобы не испортился.
Пресс для приготовления свекловичного сиропа.
Готовятся варения на основе свекловичного сиропа.Наиболее распространенный напиток - кофе со сливками (припс) и чай.
Религия оказала большое влияние на формирование духовной культурыменнонитов.Они ушли и унесли с собой знания, которые могли бы изменить мир. Удивительно: совсем простые знания, а человечество до них так и не доросло.
Меннониты проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Если в истории и бывают неудачи, то многолетние скитания меннонитов – тому пример. Во второй половине семнадцатого века они вынуждены были покинуть Голландию. В 18-ом и 19-ом, спасаясь от гонений, снова эмигрируют: одни в Америку и Канаду, другие, оставив Германию и Польшу, делают выбор в пользу России… У меннонитов всегда были свои представления о деревне. Русский историк Николай Иванович Костомаров в семидесятых годах девятнадцатого века писал: «Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы… Все они грамотны»… Трудно найти государство, которому были бы не нужны аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди… Почему же они вынуждены были скитаться веками? Отказ от войны – решающая причина гонений. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться государственному военному призыву. Убивать? Ни за что! Возмутительно миролюбивы… В России поначалу им сильно повезло, в восемнадцатом веке Россию еще не пугала пацифистская зараза. Именно здесь переселенцам дали хорошие наделы земли и освободили от участия в боевых действиях…
Меннониты служили санитарами.
Почти все 20-е годы им удивительным образом удавалось отстаивать идею непротивления злу и сохранять большие, зажиточные хозяйства.Они еще держались, даже когда государство уже «перевоспитало» всех прочих и победно расставило точки: если веришь в непонятное – ты сектант, а если имеешь хорошее хозяйство и мирно трудишься – то кулак, конечно… Позже им за все досталось - и за сектантство, и за кулачество, и за непротивление. Сегодня наше село немецким назвать нельзя. Но столько добрых следов оставили нам немцы, что мы ежедневно с огромной благодарностью вспоминаем о них. 100 лет истории меннонитских общин прошли у нас, в Оренбуржье. Отсюда, уезжая разными путями, спасаясь от голода и репрессий, они попадали в Канаду, Северную и Южную Америку, привозя туда свой уникальный «платдойч», или «плотдич» - так они называют язык, на котором говорят дома. И это не голландский и не немецкий - это особый говор, родившийся именно на русской земле. Как бы хотелось, чтобы меннониты не растворились бесследно в огромном мире, и чтобы в их культуре, в памяти этого народа Россия была не гонителем, жандармом и душегубом, а второй Родиной...