«ЗВЕЗДА»
13 июля 2006 года
НАЗНАЧИТЬ В ЖДАНОВСКУЮ ШКОЛУ
Пятнадцатое августа 1967 года. Выхожу из кабинета заведующего РОНО. В руках выписка из приказа: «Килъдяшева Ивана Кузьмича, окончившего Оренбургский пединститут, назначить преподавателем истории в Ждановскую среднюю школу». Светло и радостно на душе: исполнилась моя мечта, впереди столько интересного! Пока еще не знаю, что поэзия учительского труда часто прерывается неприятной прозой.
В самом начале сентября прихожу в школу и узнаю, что во всех классах проводится еженедельная обязательная политинформация. В моем 5 «А» она сорвана по вине классного руководителя. Откуда мне, новичку, было знать об этом? И почему никто не предупредил заранее?
После директорского разноса определено наказание: освоить пишущую машинку и в свободное от уроков время перепечатывать акты инспекторских проверок школы за последние годы. И вот уроки кончились. Я вожусь с машинкой, руки перепачканы чернильной лентой.
«Учись, Иван Кузьмич! Выйдешь на пенсию - будешь печатать свои мемуары», - зубоскалит учитель физкультуры. «Если будут устраивать такие разгромы, то и до пенсии не дотяну», - невесело отшучиваюсь я.
Без малого сорок лет прошло с того дня. Часто вспоминаются разные забавные истории из школьной жизни прошлого века. Некоторые из них предлагаю читателям «Звезды».
МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО!
В 8 классе мне очень мешает вести уроки Яша Вольф. Весь урок громко разговаривает с соседями или сам с собой. Просьбы хоть немного помолчать не действуют.
«Мне и самому надоедает говорить, но молчать не получается. Подскажите, как это сделать. Вы же учитель», - заявил он однажды. В ответ я безнадежно махнул рукой.
В начале следующего урока я обратил внимание на непривычную тишину в классе. Подумал, что нет Яши, и уже хотел отметить его как отсутствующего. Глядь, сидит Яша в своем дальнем углу, рот крест-накрест заклеен синей лентой. Молчание - золото.
ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КОНФЕТЫ.
У нескольких молодых учителей «окно». Сидим в учительской, ждем конца урока. Заглядывает физрук Иван Федорович: «Чего сидите? Пионервожатая сейчас купила вот такой пакет шоколадных конфет! Положила в стол, сама ушла. Идите, перепрячьте!». Решили разыграть вожатую Валентину Павловну. Принесли конфеты в учительскую, взяли в шкафу учителей начальных классов коричневый пластилин. Одни лепят конфеты из пластилина, другие заворачивают их в фантики от настоящих - шоколадных. Наблюдавшие за нашей работой - физрук и заместитель директора (обоим под 50 лет), не выдержали и присоединились к нам.
Тут звонок с урока. Пакет с настоящими конфетами мы успели убрать. А куча подделок осталась на столе. В те годы в Ждановской школе был обычай: педагог, желающий угостить коллег, анонимно оставлял на столе в учительской сладости. Первыми пришли с урока химичка и учитель родного языка. Наталья Яковлевна взяла две конфеты. Одну, развернув, положила себе в рот, другую протянула Эльзе Петровне. Что было дальше... история умалчивает. Фокус раскрылся, мы получили по заслугам.
«ЛЮБОВЬ ПОД ВОЗАМИ».
Каждый вечер Ждановский радиоузел транслирует местную передачу. Сначала звучат позывные - еврейская народная песня «Тум, балалайка», а затем идут беседы и объявления, в том числе и о вечернем кинофильме. Зрителей на киносеансах в Ждановском клубе бывает совсем немного, так как население в основном верующее.
Но, вот однажды прозвучала «Балалайка», а вслед за ней репродукторы голосом радиста - киномеханика Бергена известили жителей о том, что: «Сегодня в центральном клубе демонстрируется кинофильм «Любовь под возами».
В тот вечер клуб был переполнен. Многим хотелось посмотреть на такую необычную любовь. Наконец погас свет, вспыхнул экран. Стены клуба задрожали от хохота. Оказалось, что фильм называется «Любовь под вязами».
РУКИ ВВЕРХ!
Завуч Лидия Павловна собралась на урок немецкого языка к начинающей учительнице Елене Васильевне. Чтобы показать ученикам и молодой учительнице свое знание иностранного языка, решила при входе в класс поздороваться по-немецки. Но, видимо, разволновалась и вместо «Гутен таг!» (добрый день), выпалила: «Хенде хох!» (руки вверх). Ошарашенные пятиклассники застыли с раскрытыми ртами.
КУВШИН С ЗОЛОТОМ
Наш краеведческий кружок готовится к летнему многодневному походу. Гадаем, какие находки нас ожидают. «Эх, найти бы кувшин с золотом», - мечтательно вздыхает шестиклассница Аня Вагнер. Все смеются. Аня получила прозвище «кувшин с золотом».
А кувшин и в самом деле был. Он находился на территории школы. Нашли его старшеклассники, когда копали яму. Глиняный сосуд был наполнен крупными серебряными монетами 18-20 веков, отчеканенными в разных странах Европы и Азии. Не берусь утверждать, но, якобы, золотые монеты там тоже лежали. Клад был найден на месте дома церковного старосты.
ЮНЫЕ СМОГОНЩИКИ
В учительскую Новоникольской школы вернулась с урока взволнованная Нина Ивановна: «Саши с Геной нет. Сердцем чую - что-то случилось. Не иначе угорели». Все знали, что родители мальчиков, уходя утром из дома, рано закрывают трубу протопленной печи. Директор школы спешно направила нескольких старшеклассников узнать, в чем дело. Вскоре посланцы вернулись. Оказывается, ночью родители Гены и Саши варили самогон, но довершить начатое дело не успели. И теперь сыновья -третьеклассники доделывали их работу.
ОХОТА НА ... ДЕДУШКУ
На занятии краеведческого кружка в Ждановской школе рассказываю, как древние люди при помощи ям-ловушек охотились на мамонтов. Внимательнее всех слушает шестиклассник Гена. Вечером Гена с братом Володей выкопали в снежном сугробе глубокую, до земли яму. Сверху прикрыли ее ветками и картоном, припорошили снегом. Ловушка была устроена на тропинке, ведущей от нашей улицы к школе. Мальчишки знали, что утром я иду в школу раньше всех. Но получилось так, что первым по тропинке прошел их дедушка, тоже учитель. Вскоре пошел и я. В темноте вижу, что на дорожке барахтается что-то черное. Подумал, что собака и иду в обход. Вдруг слышу знакомый голос: «Иван Кузьмич!». Подхожу - в яме наш учитель немецкого языка. «А я, - говорит, вчера весь вечер ломал голову, куда это мои головорезы, на ночь глядя с лопатами направились. Думал - тимуровскую работу выполнять».
МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ?
Второклассница Катя гостит у бабушки в Марксовском. После ужина бабушка наставляет ее: «Никогда не ложись спать с немытыми ногами. С грязными ногами к койке нельзя подходить. Даже кошка перед сном моет свои лапы».
Из Марксовского Катя едет в Михайловку - к молочайской бабушке. Собираясь спать, спрашивает: «Бабуля, где можно помыть ноги?»
- Айда, ложись! На шайтана их мыть. Завтра опять такие же будут.
УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ
В учительскую Марксовской школы, приплясывая, заходит преподаватель математики. Перед этим в вестибюле была вывешена таблица выигрышей автомотолотереи ДОСААФ. Все решили, что у учительницы крупный выигрыш. «С чем поздравить, Клавдия Никифоровна?» - спросили коллеги. «Зоя Агишева задачу правильно решила!» - ответила сияющая учительница. Как мало учителю надо для счастья!
ИСПУГАННЫЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ
В Новоникольской школе я был завучем. Как-то при посещении урока в первом классе обратил внимание на то, что все ученики смотрят на меня с выжидающим испугом. Прежде такого не наблюдалось. Весь урок я ловил обращенные на меня полные страха взгляды.
Оказалось, что на предыдущем уроке учительница ругала их за потрепанные тетради. Потрясая пачкой действительно неряшливых тетрадей, сказала: «На следующий урок позову завуча, он вас отхлещет этими лохмотьями по бесстыжим глазам!»
Малыши восприняли эту угрозу в буквальном смысле.
УЧЕНЬЕ-СВЕТ!
«Запомни Кривоногов, слышим - ова, - ева, а пишем - ого, - его», - вдалбливает учительница в шестиклассника Марксовской школы Женю правописание окончаний прилагательных. На следующий день все тетради Жени были подписаны: Кривоногого Евгения.
ДОСКА ПОЧЕТА
Выпускница педучилища Надежда Михаиловна приехала в Ждановку с бабушкой опекуншей. Бойкая бабка-хохлушка всегда была в курсе всех событий.
Недалеко от колхозной гостиницы несколько мужчин строят железных труб высокое, напоминающее футбольные ворота, сооружение.
- Баб, для чего они это делают? - спрашивает внучка.
- А здесь старых колхозников будут вешать, - отвечает та.
- За что?
- Не знаю. Егор Егорыч (председатель) утром сказал.
Надежда Михайловна подошла к рабочим и узнала, что это будет стенд с портретами ветеранов колхоза «Прогресс». Сказала об этом бабке. «Ну а я шо тоби говорила? То же самое», - недовольно буркнула бабка.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНЬЕ
Мой хозяин Николай Яковлевич не учился ни одного дня. Поэтому представления о школе у него были весьма своеобразные. В частности, он считал, что расстановка учителей в школе зависит от их роста и комплекции.
- Кузьмич, а правда, что Гаусова теща учит десятые классы?
- Да, девятые и десятые.
- Больше совсем некому, что ли? На той неделе выхожу из конторы, а она идет из магазина. Ну есть ведь маленькие женщины, а это совсем как подросток, Телогрейка ниже колен, рукава по снегу волочатся.
- Кузьмич, а Анна Александровна и Клавдия Никифоровна в каких классах учат?
- Анна Александровна преподает в первом классе, а Клавдия Никифоровна - в пятом и шестом.
- Что уж они не могут добиться, чтобы перевели в старшие? Такие здоровые бабы и мужики у них начальники.
Вот так: большому кораблю - большое плаванье.
На снимке: 5«А» класс Ждановской средней школы. Май .1968 года. В центре - классный руководитель И.К. Кильдяшев.
И. КИЛЬДЯШЕВ
г. Оренбург.