Звезда, которая закатилась.
Немцы начали селиться в России еще в стародавние времена. Купцы немецкой Ганзы через Архангельск добирались до Москвы со своими товарами, немало их было тогда в Великом Новгороде. Во времена царствования Ивана Грозного ремесленники и мастеровые основали в столице целое предместье - немецкую слободу.
Немецкая слобода.
Много немцев было привлечено на государственную службу при императоре Петре I. Но плановое заселение России немецкими колонистами, их называли так потому, что они жили колониями, началось после присоединения к Российской империи обширных южных территорий в результате победоносной войны с Турцией. Их необходимо было осваивать. Императрица Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763 года, по которому иностранные граждане приглашались в Россию. По этому Манифесту иностранцам разрешалось селиться, где кто пожелает, для них создавалась льготная налоговая система.
Для нас интересна эмиграционная волна из города Данцига, что в западной Пруссии. Отсюда в 1789, а затем в 1803 годах эмигрировали меннониты в Причерноморье, южнее Екатеринославля (Днепропетровск). Самые крупные меннонитские поселения возникли в Таврии по берегам реки Молочай - Гальбштадский край. Именно от этих поселений были позднее образованы дочерние колонии в Оренбургской губернии.
Усадьба немцев-меннонитов в Оренбургском крае.
Так, в нашем районе в 1894 году появились села Хортица, Петровка, Канцеровка, Каменка, Деевка и Ротштерн. Позже - Федоровка , Николаевка и Романовка.
Ротштерн переводиться с немецкого как « красная звезда». Поселок располагался по реке Малый Уран в 7 километрах от Ждановки и в 2 километрах от Каменки вверх по течению реки.
Дома в поселки были построены в два порядка, большей частью саманные, крытые соломой. Обогревались они большими печками. Хозяева спали на самодельных деревянных кроватях, на которые стелили тюфяки, набитые соломой.
Народ в Ротштерне жил беднее, чем в соседних немецких селах, не было даже школы, и дети ходили учиться в Каменку.
Недалеко от поселка находилась водяная мельница, владел которой Петр Васильевич Лысенков. Поскольку денег не было, за помол брали мукой- с 1 центнера от 5 до 8 килограммов.
Водяная мельница.
Из тех, кто проживал в этом поселке, старожил Николай Гаврилович Калинин вспоминал фамилии Н.Фальк, М.Мантлер, К.Гец, А.Герасимов, П.Верховцев. То, что в поселке появились русские семьи, связано с переселением немцев в близлежащие села, в которых были школы. Дома в Ротштерне они продавали достаточно дешево выходцам из соседних русских сел.
В советские времена в поселке был организован колхоз. Сеяли и пахали тогда на быках и лошадях, были конюшни и птичник. Этим славились на весь район. Одной из лучших птичниц была Екатирина Гец. Также в колхозе развивалось общественное овощеводство. Ответственным за огород был Т.А.Поздяков.
Жители держали свое хозяйство и платили с него налоги: с 1 двора-10 килограммов топленого масла , 110 штук куриных яиц и 22,5 килограмма шерсти.
Когда началось укрупнение колхозов, немецкие семьи из Ротштерна переселялись в Ждановку и Каменку, а русские в Новоникольское и поселок Самарский. Поселок распался в конце 50-х годов прошлого столетия.
Из детских воспоминаний Р.И. Красновой:
-Когда мне было лет 5, отец взял меня с собой в гости к своей сестре, моей тете в поселок Ротштерн. Мои бабушка и дедушка - переселенцы из Украины, тоже проживали там, но они умерли еще да моего рождения.
Так я впервые увидела поселок, улицу, по обеим сторонам которой располагались дама. За домами были огороды, дворы не огорожены.
Дома показались мне небольшими, стены сложены из самана и песчаника, с соломенными крышами. В то время здесь были даже землянки.
Тетя Лена проживала в семье своего свекра. Её муж Г.А. Гец умер в трудармии. Мне запомнилась комнаты дома, в котором они жили - темная, с двумя крохотными оконцами. Посредине стоял стол и длинные лавки. В углу располагался топчан. На котором спали. Больше из мебели практически ничего не было.
Когда поселок распался, на его месте раскинулось пшеничное поле колхоза «Прогресс». Лишь несколько могильных знаков напоминают о том, что здесь жили люди.
Бесспорно, что каждому человеку необходимо знать свои корни. Память о прошлом делает человека достойнее и сильнее. Лишить его прошлого, значит лишить настоящего и будущего.